Приближается 75–летие Победы. Память об этой Великой Победе должна войти в каждый дом, в каждую школу, в каждого гражданина, маленького и большого. Каждый в стране должен отдать дань уважения погибшим и поздравить оставшихся в живых ветеранов.
Но человеческая Память, порой, имеет избирательный характер. Хочется помнить только хорошее, а плохое вспоминать как можно реже. Скорее всего, такая избирательность памяти это такой защитный механизм, выработанный предыдущими поколениями людей, пережившие страшные трагедии и катаклизмы. Мне видится, что это очень правильно. Людям тяжело жить под грузом тяжких воспоминаний. Но им и тяжело держать это в себе. Им, иногда, хочется с кем нибудь поделиться, но зачем же напрягать другого человека? У него и своих проблем полная чаша.
У некоторых народов есть странные, на первый взгляд, обычаи. В разгар самого значительного, часто радостного события, которое должно сопровождаться весельем, танцами, пением и застольем, принято вспоминать трагические события прошлого, общие для этого народа. Война, гибель близких, разрушение Храма, природные катаклизмы, то есть все то, что является частью исторической, коллективной памяти этого народа.
Все помнят солдат Победы: красивых, мужественных, с орденами и медалями на груди. Такими мы запомнили их в "живую", такими их показывали по ТВ и такими печатали в прессе и на плакатах, посвященных войне.
Так постепенно изгладились из памяти другие победители, которые изначально были неотъемлемой частью повседневной жизни советских городов после Второй мировой войны: инвалиды–фронтовики, просящие милостыню на вокзалах, рынках, перед кинотеатрами и в других общественных местах. К ним привыкли, их не замечали, ими были наполнены питейные заведения.
Кто–то из них занимался попрошайничеством для поддержания семейного бюджета, а многие вовсе не захотели возвращаться в свои семьи, чтобы не стать обузой для близких, и предпочитали оставаться без вести пропавшими, влача жалкое существование уличных нищих.
И вот однажды, в 1949 году, перед самой "Великой годовщиной семидесятилетия Сталину", проснувшись утром счастливые советские граждане не услышали привычного грохота самодельных инвалидных тележек и скрипа протезов повернувшихся с войны калек.... это было знаменитое "светлое будущее"! Чуть ли не в одну ночь все одинокие инвалиды (семейных не трогали) в одночасье исчезли с улиц. Все они стали жертвой одного из самых ужасных экспериментов советской власти. Города зачистили от этих людей. Одиноких, слепых, непокорных инвалидов, получившие самые жуткие увечья. С глаз долой — из сердца вон. С тех пор на парадах ветеранов уже не было инвалидов. Их просто убрали, как неприятное воспоминание.
И Родина уже больше никогда не вспомнила своих лучших сыновей. В небытие ушли даже их имена...
Так Сталин и его сторонники решили избавится от "ненужного балласта" — калек–инвалидов, ветеранов армии Жукова — воинов–победителей, телами которых товарищ Жуков и другие великие полководцы СССР разминировали минные поля на подступах к Берлину с целью экономии танков.
Грудь в орденах, а он возле булочной милостыню просит. Избавиться от них, во что бы то ни стало, дабы не портили своими обрубками идиллическую картину советского благоденствия!
Искалеченных войной людей, без вины, без суда и следствия, собирали специальными нарядами милиции и госбезопасности, быстро отвозили на железнодорожные станции, грузили в теплушки типа ЗК. Рассказывали, что инвалиды пытались сопротивляться, бросались на рельсы. Но их поднимали и везли. Хватали даже «самоваров» — так в послевоенном СССР цинично называли тяжело изувеченных взрывами и осколками людей — у которых не было ни рук, ни ног. Судьба этих “обрубков войны” до сих пор остается “за кадром”, а многие из них так и числятся без вести пропавшими.
Справка:
Кроме десятков миллионов погибших, в Великой отечественной войне ранено 46,250 млн человека. Многие были ранены многократно.
Из них, по данным Военно–медицинского музея Санкт–Петербурга, 10 млн вернулись инвалидами, включая :
775,000 — вернулись с разбитыми черепами
155,000 — одноглазых
54,000 — слепых
501,342 — и изуродованными лицами
157,565 — с кривыми шеями
143,241 — с повреждением позвоночника
28,648 — с оторванными половыми органами
3,000.147 — одноруких
1,000.010 — безруких
3,255.000 — одноногих
1,121.000 — безногих
418,905 — с частично оторванными руками и ногами
85,905 — "самоваров", безруких и безногих
Работавший на Валааме экскурсоводом сорок лет историк и кандидат искусствоведения Евгений Кузнецов провёл большую исследовательскую работу, итогом которой стала знаменитая «Валаамская тетрадь». В ней содержаться свидетельства, что персонал не следил за пациентами, месяцами не меняя им, например, постельное бельё, обворовывал. Есть портреты ряда пациентов, сделанные в 1974 году художником Геннадием Добровым. О судьбе валаамских «самоваров» писал Юрий Нагибин.
Советская власть на тридцать лет скрыла инвалидов прошедшей войны: безногих, безруких калек отправили на остров Богояр. Заброшенный монастырь стал их пристанищем и убежищем, единственной родной землей посреди пустынного озера.
Ниже прикреплена серия рисунков "Автографы войны" русского художника Геннадия Доброва (1937–2011).